Botnets. How and why botnets are crafted? Protection against botnets.

Bot is an acronym to Robot. Attackers distribute malware to transform your PC to a bot or zombie-computer. In this case, your PC inconspicuously executes particular tasks launched by command sent through Internet.

Usually attackers use bots to infect large number of other computers. These computers are united into the network dubbed as botnet. Botnet or, by other words, zombie-network is a network of computers infected by malware allowing remote control of machine by attacker without the knowledge or consent of owner.

The attackers might use botnets to distribute spam, malware and attack computers and servers as well as perpetrate other crimes and frauds. If the computer becomes the part of botnet, its performance might significantly degrade, and you might become unwitting accomplice to criminal activity. Over the last years zombie networks become steady source of revenue for cyber criminals.

Do bot infect my computer?

It is not easy to answer this question. Really, it is virtually impossible to track the interference of bot in every day PC’s operation, since it has almost no reflection to system’s performance. However, there are exist several factors to define the occurrence of bot within the system:

- unknown programs try to connect to Internet, and periodical firewall or antivirus reporting about such trials;

- large Internet traffic, even in case of moderate use of Internet;

- new processes under the guise of typical Windows ones within the list of active system processes (e.g. the bot might be dubbed as scvhost.exe similar to the Windows’s system process svchost.exe; it’s quite hard to note the difference).

Why botnets are crafted?

Botnets are crafted to earn money. We can distinguish several branches of profitable application of zombie networks: DDoS-attacks, collection of personal information, spam distribution, phishing, spamdexing, click frauds and others. It is worth to mention that any direction chosen by fraudster is profitable, at that the botnet gives the opportunity to perpetrate all abovementioned activities simultaneously.

DDoS-attack realization

DDoS-attack (Distributed Denial-of-Service attack) is attack targeting the computer system, e.g. website, to bring it to «crush», i.e. to the state when it is unable to receive and handle the requests of legitimate users. One of the most popular ways of DDoS-attack is flooding the victim by large number of requests. If the system resources of attacked system is insufficient to execute all incoming requests, it might cause the denial of service. DDoS-attack is a dreadful hackers’ weapon and botnet is ideal tool for its realization.

DDoS-attack might be the mean of unfair competitive practices as well as the actions of cyber terrorism. The botnet owner can make offer to any sticky fingered businessperson, in particular, to execute DDoS-attack to rival’s website. The attacked resource will crush and the customer will get the temporal advantage. From the other side, the cybercriminal will get small or not so small income.

In similar way, the botnet owners might use botnets to extort the money from the large companies. At that, the companies prefer to satisfy the cyber-criminal’s requirements, since the mitigation of the consequences of successful DDoS-attacks is very expensive.

Collection of personal information

Personal information stored on users’ computers is always attract the attackers. The most interesting are credit card numbers, financial information and passwords to different services: email, FTP-server, messengers and others. At that, the up-to date malware give the attacker the possibility to choose exactly the data they are interested in, – in order to do this it is sufficient to download the corresponding unit to computer.

The attackers might whether sell stolen information or use it for own sake. Every day hundreds offers about selling of bank credentials appear within numerous forums in Internet. In order to monetize this they need permanent stream of fresh data and, correspondingly, stable growth of zombie networks. Especially, interesting the financial information to carders – fraudsters who make fake bank cards.

Another type of collected information is email addresses. At that, unlike gathering information on cards and credentials, the single infected PC gives numerous emails obtained from address book. Emails are offered for a sale and even are sold «by weight» – megabytes. The major buyers of such «goods» are spammers.

The criminals also interested in getting credentials of different payment services and e-stores. Obviously, they are cheaper than bank credentials. However, their selling has less risk of legal prosecution.

Spam distribution

Every day, worldwide the millions of spam-messages dive around. Distribution of unsolicited emails is one of the main feature of today botnets. According to Kaspersky Lab, about 80 percent of all spam sent via zombie-networks. Thus, attackers expose to a risk the computers of innocent victims, since antivirus companies blacklist email addresses from which distribution occurs.

Over the last years, the spam industry under the rise: ICQ-spam appeared, spam within social media, forums and blogs. This fact is «achievement» of botnet owners: after all, it is very easy to add the complementary unit to bot-client to expand horizons of new business.

Spamdexing (a portmanteau of spamming and indexing)

Another way of botnet exploration is promotion of websites within search engines optimizers. In order to improve the search optimization of the web resources administrators eager to increase the website position within the search results, since it provides more website visitors via search engines and correspondingly gives more revenue to the website owner, e.g. from selling the advertising space on web pages. Many companies pay big money to web-developers to place the website into the first positions within search engines. Botnets’ owners snooped some of their methods and automated the process of search optimization.

The specially crafted software downloaded via zombie PC and in the name of owner leave the comments on popular resources with the links to promoted website.

How botnets are created?

First step: create new zombie network. In order to do this infect the users’ computers by special software – bot. Infection perpetrated via spam distribution, posting of messages within forums and social media as well as other methods; often bot is granted by special feature of self-replication like viruses or worms.

In order to force the potential victim to install the bot the social engineering methods are used. In particular, the victim is suggested to watch interesting video and install corresponding video codec. After download and execution of such file, the user of cause will be unable to watch anything and likely do not notice any changes, but his PC become infected. In future, it will execute any command of botnet owner.

The second most extended method of infection is drive-by-download. Once the user visits the infected website, his computer becomes infected via various «holes» within applications – e.g. popular web browsers – and the malware dropped into the system. In order to exploit vulnerabilities the special software – exploits are used. They allow not only unnoticeably downloading but also even executing virus or bot. Such way of malware distribution is most dangerous, since in case of deface of popular web-resource, dozens of thousands users will be infected!

Bot might has feature of self-replication within networks. In particular, it might propagate via infection of all executable files or search of infection of vulnerable computers within the network.

The infected computers of suspecting nothing users are controlled via command and control botnet server through IRC-channel, web-connection or other available means. It is sufficient to unite several dozens of machines to bring the profit to owner. At that, this profit directly depends from the reliability and size of botnet.

The advertising companies working according to PPC (Pay-per-Click) scheme, pay money for unique clicks to links redirecting to advertisements in Internet. The botnet owners make profit by deceive of such companies.

The means of protection from botnets

1. First, use antiviruses and complex packages with regularly updated databases to protect from Internet threats. They can help not only to detect the danger in time but even eliminate it before your transformed to zombie «iron friend» starts to distribute spam or «crush» websites. The complex packages contain the full set of protective functions controlled through general command center.

- Antivirus unit in background mode executes the scan of critical system domains and control all possible ways of virus’s intrusion: attachments of emails and potentially dangerous websites.

- Firewall tracks the exchange of data between PC and Internet. It checks all incoming or outcoming data packets and if necessary blocks the network attacks and prevent the secrete transmission of personal data to Internet.

- Spam filter defend email box from ads interception. Its objectives also include detection of phishing letters via which the attackers try to force the victim to disclose personal information when he try to enter to online payment systems or bank systems.

2. Regular update of operating system, web browser or other applications, which developers detect and eliminate many holes in their protection as well as vulnerabilities used by fraudsters.

3. The special program encryptors defend your personal data even in case of bot is already penetrated into your system, since to access the files it should hack the password.

4. Common sense and carefulness. If you to protect your data from various types of threats, do not download and install the programs from unknown sources, open archive with files in spite of antivirus alarms, visit website tagged by browser as dangerous etc.

Do not yield the appeal to download malware

The cybercriminals might add your computer into the botnet by the following way:

- Transmit the malware within download, which are allegedly the photos or movies or via the links in emails, instant messages or websites of social media.

- Scare you and force to press the button or click the link containing in fake notification about computer virus.

In preparation of this article, KZ-CERT used open source information.

Ботнет. Как и зачем создаются ботнеты. Средства защиты от ботнетов.

Термин «бот» – является сокращением от слова «робот». Злоумышленники распространяют вредоносные программы, которые могут превратить ваш компьютер в бот или зомби-компьютер. В этом случае по команде через Интернет ваш компьютер может выполнять определенные задачи незаметно для вас.

Злоумышленники обычно используют боты, чтобы заражать большое количество других компьютеров. Эти компьютеры объединяются в сеть, которая и называется ботнетом. Ботнет или зомби-сеть, – это сеть компьютеров, зараженных вредоносной программой, позволяющей злоумышленникам удаленно управлять чужими машинами без ведома их владельцев.

С помощью бот-сетей злоумышленники могут рассылать спам, распространять вирусы, атаковать компьютеры и серверы, а также совершать другие преступления и виды мошенничества. Если компьютер становится участником бот-сети, его производительность может падать, а вы можете стать невольным соучастником преступников. В последние годы зомби-сети стали стабильным источником дохода для киберпреступников.

Заражен ли мой компьютер ботом?

Ответить на этот вопрос непросто. Дело в том, что отследить вмешательство ботов в повседневную работу ПК практически невозможно, поскольку оно никак не отражается на быстродействии системы. Тем не менее существует несколько признаков, по которым можно определить, что в системе присутствует бот:

- неизвестные программы пытаются осуществить соединение с Интернетом, о чем периодически докладывает брандмауэр или антивирусное ПО;

- интернет-трафик становится очень велик, хотя вы пользуетесь Сетью весьма умеренно;

- в списке запущенных системных процессов появляются новые, маскирующиеся под обычные процессы Windows (к примеру, бот может носить имя scvhost.exe – это название очень похоже на название системного процесса Windows svchost.exe; заметить разницу довольно сложно).

Зачем создаются ботнеты

Ботнеты создаются, чтобы зарабатывать деньги. Можно выделить несколько сфер коммерчески выгодного применения зомби-сетей: DDoS-атаки, сбор конфиденциальной информации, рассылка спама, фишинг, поисковый спам, накрутка клик-счетчиков и пр. Надо заметить, что прибыльным будет любое направление, какое бы злоумышленник ни выбрал, причем ботнет позволяет осуществлять все перечисленные виды деятельности одновременно.

Проведение DDoS-атак

DDoS-атака (от англ. Distributed Denial-of-Service) – это атака на компьютерную систему, например на веб-сайт, целью которой является доведение системы до «падения», то есть состояния, когда она больше не сможет принимать и обрабатывать запросы легитимных пользователей. Один из самых распространенных методов проведения DDoS-атаки – отправка многочисленных запросов на компьютер или сайт-жертву, что и приводит к отказу в обслуживании, если ресурсы атакуемого компьютера недостаточны для обработки всех поступающих запросов. DDoS-атаки являются грозным оружием хакеров, а ботнет – идеальным инструментом для их проведения.

DDoS-атаки могут быть как средством недобросовестной конкурентной борьбы, так и актами кибертерроризма. Хозяин ботнета может оказать услугу любому не слишком щепетильному предпринимателю – провести DDoS-атаку на сайт его конкурента. Атакуемый ресурс после такой нагрузки «ляжет», заказчик атаки получит временное преимущество, а киберпреступник – скромное (или не очень) вознаграждение.

Таким же образом сами владельцы ботнетов могут использовать DDoS-атаки для вымогания денег у крупных компаний. При этом компании предпочитают выполнять требования киберпреступников, поскольку ликвидация последствий удачных DDoS-атак стоит весьма дорого.


Сбор конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация, которая хранится на компьютерах пользователей, всегда будет привлекать злоумышленников. Наибольший интерес представляют номера кредитных карт, финансовая информация и пароли к различным службам: почтовым ящикам, FTP-серверам, «мессенджерам» и др. При этом современные вредоносные программы позволяют злоумышленникам выбирать именно те данные, которые им интересны, – для этого достаточно загрузить на ПК соответствующий модуль.

Злоумышленники могут либо продать украденную информацию, либо использовать ее в своих интересах. На многочисленных форумах в Сети каждый день появляются сотни объявлений о продаже банковских учетных записей. Чтобы заработать действительно много, им необходим стабильный приток свежих данных, а для этого обязателен стабильный рост зомби-сетей. Особенно интересна финансовая информация кардерам – злоумышленникам, занимающимся подделкой банковских карт.

Еще одним видом собираемой ботнетами информации являются адреса электронной почты, причем, в отличие от номеров кредиток и учетных записей, из адресной книги одного зараженного ПК можно извлечь множество электронных адресов. Собранные адреса выставляются на продажу, причем иногда «на развес» – помегабайтно. Основными покупателями подобного «товара» являются спамеры.

Преступникам также интересны учетные записи различных платных сервисов и интернет-магазинов. Безусловно, они обходятся дешевле банковских учетных записей, но их реализация связана с меньшим риском преследования со стороны правоохранительных органов.

Рассылка спама

Ежедневно по всему миру курсируют миллионы спам-сообщений. Рассылка незапрошенной почты является одной из основных функций современных ботнетов. По данным «Лаборатории Касперского», около 80% всего спама рассылается через зомби-сети. Таким образом хакеры ставят под удар компьютеры ни в чем не повинных пользователей: адреса, с которых ведется рассылка, попадают в черные списки антивирусных компаний.

В последние годы сама сфера спам-услуг расширилась: появился ICQ-спам, спам в социальных сетях, форумах, блогах. И это тоже «заслуга» владельцев ботнетов: ведь совсем несложно дописать к бот-клиенту дополнительный модуль, открывающий горизонты для нового бизнеса.

Создание поискового спама

Еще один вариант использования ботнетов – повышение популярности сайтов в поисковых системах. Работая над поисковой оптимизацией, администраторы ресурсов стараются повысить позицию сайта в результатах поиска, поскольку чем она выше, тем больше посетителей зайдет на сайт через поисковые системы и, следовательно, тем больше будет выручка владельца сайта, например от продажи рекламных площадей на веб-страницах. Многие компании платят веб-мастерам немалые деньги, чтобы они вывели сайт на первые позиции в «поисковиках». Владельцы ботнетов подсмотрели некоторые их приемы и автоматизировали процесс поисковой оптимизации.

Специально созданная программа загружается на зомби-компьютер и от имени его владельца оставляет на популярных ресурсах комментарии со ссылками на раскручиваемый сайт.

Как создаются ботнеты

Первый шаг: создать новую зомби-сеть. Для этого нужно заразить компьютеры пользователей специальной программой – ботом. Для заражения используются спам-рассылки, постинг сообщений на форумах и в социальных сетях и другие приемы; часто бот наделяется функцией самораспространения, как вирусы или черви.

Чтобы заставить потенциальную жертву установить бот, используют приемы социальной инженерии. Например, предлагают посмотреть интересное видео, для чего требуется скачать специальный кодек. После загрузки и запуска такого файла пользователь, конечно, не сможет посмотреть никакого видео и скорее всего не заметит вообще никаких изменений, а его ПК окажется заражен и станет покорным слугой, выполняющим все команды хозяина ботнета.

Вторым широко используемым методом заражения ботами является drive-by-загрузка. При посещении пользователем зараженной веб-страницы на его компьютер через различные «дыры» в приложениях – прежде всего в популярных браузерах – загружается вредоносный код. Для эксплуатации слабых мест используются специальные программы – эксплойты. Они позволяют не только незаметно загрузить, но и незаметно запустить вирус или бот. Такой вид распространения вредоносного ПО наиболее опасен, ведь, если взломан популярный ресурс, заразятся десятки тысяч пользователей!

Бот можно наделить функцией самораспространения по компьютерным сетям. Например, он может распространяться путем заражения всех доступных исполняемых файлов или путем поиска и заражения уязвимых компьютеров сети.

Зараженные компьютеры ничего не подозревающих пользователей создатель ботнета может контролировать с помощью командного центра ботнета, связываясь с ботами через IRC-канал, веб-соединение или с помощью любых других доступных средств. Достаточно объединить в сеть несколько десятков машин, чтобы ботнет начал приносить своему хозяину доход. Причем этот доход находится в линейной зависимости от устойчивости зомби-сети и темпов ее роста.

Рекламные компании, работающие онлайн по схеме PPC (Pay-per-Click), платят деньги за уникальные клики по ссылкам на размещенных в Интернете объявлениях. Для владельцев ботнета обман таких компаний является прибыльным занятием.

Средства защиты от ботнетов

1. В первую очередь это анитивирусные программы и комплексные пакеты для защиты от интернет-угроз с регулярно обновляемыми базами. Они помогут не только вовремя обнаружить опасность, но и ликвидировать ее до того, как ваш превращенный в зомби верный «железный друг» начнет рассылать спам или «ронять» сайты. Комплексные пакеты, содержат полный комплект защитных функций, управлять которыми можно через общий командный центр.

  • Антивирусный модуль в фоновом режиме выполняет сканирование важнейших системных областей и контролирует все возможные пути вторжения вирусов: вложения электронной почты и потенциально опасные веб-сайты.
  • Брандмауэр следит за обменом данными между персональным компьютером и Интернетом. Он проверяет все пакеты данных, получаемые из Сети или отправляемые туда, и при необходимости блокирует сетевые атаки и препятствует тайной отправке личных данных в Интернет.
  • Спам-фильтр защищает почтовый ящик от проникновения рекламных сообщений. В его задачи также входит выявление фишинговых писем, с помощью которых злоумышленники пытаются выудить у пользователя информацию о его данных для входа в онлайновые платежные или банковские системы.
  • 2. Регулярное обновление операционной системы, веб-браузеров и других приложений, разработчики которых обнаруживают и ликвидируют многие бреши в их защите, а также слабые места, используемые злоумышленниками.

    3. Специальные программы-шифровальщики защитят ваши персональные данные, даже если бот уже проник на компьютер, ведь для доступа к ним ему придется взломать пароль.

    4. Здравый смысл и осторожность. Если вы хотите оградить свои данные от разного рода угроз, не стоит скачивать и устанавливать программы неизвестного происхождения, открывать архивы с файлами вопреки предупреждениям антивируса, заходить на сайты, которые браузер помечает как опасные, и т.д.

    Не поддавайтесь призывам загрузить вредоносную программу

    Преступники могут включить ваш компьютер в бот-сеть следующим образом:

  • Передавать вредоносное ПО в составе загрузок, которые, по вашему мнению, являются картинками или фильмами, или через ссылки, которые можно найти в сообщениях электронной почты, мгновенных сообщениях или на сайтах социальных сетей.
  • Испугать вас, так чтобы вы нажали кнопку или щелкнули ссылку, которая содержится в ложном предупреждении о компьютерном вирусе.
  • При составлении материалов служба KZ-CERT использовала информацию из открытых источников.